ГЛАВНАЯ УСЛУГИ СТАТЬИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

главная

услуги

видео

статьи

Новости

запись

контакты

Недоумение или основы работы в психотерапии

Даже для некоторых психологов является открытием то, что испытывание эмоций — это адаптация к ситуации. Эмоции обеспечивают наше выживание в любой ситуации, если человек взрослый. Конечно же очень интересно рассмотреть защитные механизмы и механизмы прерывания контакта, то есть то, как человек НЕ АДАПТИРУЕТСЯ к ситуации.
Тот самый З. Фрейд, кроме всех уровней работы с психикой, работал и на этом уровне тоже. Именно З. Фрейд воссоздавал подавленную протосцену, воссоздавал её через анализ реальности, снов, логики действий клиента. И воссоздавал он её только для одной цели.

Протосцена — это событие, которое ребенок не смог пережить в эмоциях и оставил это «на потом».

Именно этого боятся клиенты — переживать тяжелые эмоции у психотерапевта, после него и в реальной жизни. Очень забавно получается — все хотят себя чувствовать как розовые единороги, хотя с точки зрения Р.Плутчика существует 8 базовых эмоций, половина из который (не строго) являются негативными. Мы их считаем негативными, хотя если рассматривать адаптацию, то получается, что с точки зрения адаптации — все эмоции позитивные.

Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:

  • гнев;
  • страх;
  • печаль;
  • радость;
  • отвращение;
  • удивление;
  • предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
  • доверие.

Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.

Р. Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.
Здесь, кончено же, наблюдения Р. Плутчика идут в разрез с видением профессора И. Павлова, который увольнял сотрудников за разговоры о том, что животные испытывают какие-то там эмоции.

Самое забавное, что теория Р. Плутчика это, внимание, 1980 год. То есть первая попытка вообще как-то обобщить эту тему произошла сравнительно недавно.
Та самая ромашка, которую вы теперь можете видеть повсеместно была разработана психоаналитиком.

И тут простой обыватель должен задать основной вопрос:
Зачем это все мне нужно?

А нужно оно для того, чтобы определить, какая именно ветка адаптации у вас заблокирована. Ну вот очень частая тема, это вот такой диалог:
— ты злишься?
— нет, не злюсь!
Глубокий, на самом деле диалог, потому что злость показывает неудовлетворенность. Показывает неудовлетворенные потребности.

А почему нельзя злиться и показывать это?

А потому что стыдно показывать, что мне что-то нужно, стыдно говорить про себя и хотеть этого. Потом, конечно, оно прорывается в виде неадекватного поведения в самый неподходящий момент, но такие факты людьми не связываются одну линейку зависимых событий. Ретроградным меркурием и полной луной, конечно же, проще объяснить любое явление психики.
Вернусь к недоумению. Так как у меня самого линейка гнева, злости, досады была запрещена, а линейка ужаса, страха и тревоги была подавлена, то по Р. Плутчику, я не реагировал и не адаптировался к угрозам, исходящим от внешнего мира.
Когда же, наконец, адаптация запустилась, то понимать, что угроза есть я начал на эмоции, которая находится в зоне легкого дискомфорта и называется недоумение. После недоумения идёт раздражение, после раздражения досада и так далее по «ромашке Р.Плутчика». То есть недоумение я испытываю по нескольку раз в день и адаптируюсь к ситуации, которая по факту уже не наступает. Вместо того, чтобы испытать гнев в ситуации, в которой я вообще не должен был и не хотел находиться.

Почему же я в эту ситуацию попал?
Потому что в истории каждой семьи существует традиционный запрет на определенные эмоции:

— ты меня позоришь!
— а вот соседкина дочка …!
— нужно учиться на одни пятерки!

Это запрет на стыд, в котором вообще нет никакой объективной правды, и свои дети часто, в 100 раз лучше чем соседкины, объективно. Причины и доводы, на которые опираются родители в своих требованиях к детям в таких случаях — полный, чистый, лучезарный бред из страны двурогих единорогов.

— тебе нужно быть дома вовремя!
— почему не перезвонила?!
— ты же сказал, что поедешь к Васе! Что ты делаешь у Юры?

Здесь подавляется родительская тревожность, страх по Р. Плутчику, где родители не говорят о своих эмоциях детям, а пытаются контролировать объект этой тревожности… Что многократно усиливает тревожность. Почему?
Потому что когда ребенок выходит из-под контроля — он пытается начать сепарацию от родителей, то есть стать тем взрослым, про которого говорят родители. И одновременно те же родители эту взрослость и сепарацию максимально тормозят своим контролем.
Контроль порождает тревожность, тревожность о порождает контроль.
А что у вас с доверием к своим детям, если так много контроля? )
Да, все именно так прозаично — где прорастает контроль, там проблемы с доверием)

Хочу закончить эту статью позитивно. Большинство уже взрослых людей проходят адаптацию (читай: начинают испытывать запрещенные эмоции) очень тяжело. Субъективно это правда ощущается тяжело. И при этом начинают усваиваться огромные пласты опыта, которые ждали своего часа и человек, правда, начинает взрослеть в каком-то определенном плане. То есть путь к легкой жизни возможен, осуществим. Причем это не какая-то интеллектуальная работа, а разрешение и легализаций эмоций определенной группы с поддержкой психолога.

А главное — разрешение этих эмоций делает вас здоровым человеком, ваше тело, мозг, ваша семейная система расслабляется и становиться для источником отдыха, ресурса и удовольствия.

© Толстобров Антон Николаевич (2015-2024), версия 4 bw36.ru