ГЛАВНАЯ УСЛУГИ СТАТЬИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

главная

услуги

видео

статьи

Новости

запись

контакты

Как перестать влипать?

ч1. Про гештальт

Я не знаю, что я больше люблю — психоанализ, гештальт или телеску. Пусть сегодня любимым будет гештальт — с него и начнём.

Основа гештальта — творческое приспособление, которое, кстати, лучше всего описано не гештальтистом, Э. Берном. Творческое приспособление происходит когда я: не играю в какую-нибудь игру (по Э. Берну), то есть честен с собой и окружающими, не скрываю своё истинное состояние; я спонтанен и открыт в своих проявлениях. В этот момент происходит творческое приспособление — я сначала что-то делаю, например взаимодействую с другим человеком, одновременно испытываю эмоции и чувства. И когда взаимодействие заканчивается — усваивается опыт. Если опыт негативный — я туда больше не иду, когда позитивный — сами понимаете что, хожу туда постоянно. Так как жизнь штука довольно сложная — негатив получается сам собой, от него полностью не избавиться. А в сторону позитива необходимо двигаться, не прерываясь.

Чтобы очертить некоторые границы, мне необходимо некоторые вещи объяснить:
1. Социально одобряемое поведение; поведение, поддерживающее ваш идеальный образ или образ, навязанный вам родителями; поведение, которое исходит из рациональных предпосылок — это НЕ спонтанное поведение.
2. Эмоции и чувства, появляющиеся при спонтанном поведении — разные. То есть негативных тоже хватает. А бывает вообще одновременно и негативные и позитивные.
3. Поведение креативное, а не деструктивное.

И здесь кроется основная проблема — п.1 люди очень плохо определяют, это вообще очень глубокое исследование себя. В п.2 избегаются негативные эмоции, в основном.
п.3 помогает мне определить, что я действительно живу, а не решаю за счет алкоголя, наркотиков или игромании проблему с выработкой гормонов счастья.

И, часто, в какой-то момент своей жизни, люди, начиная себя вести спонтанно и проявляя эмоции, напарываются на негатив, свой и чужой, и, не умея с ними работать, начинают себя контролировать. Контролем, разработкой правил, попыткой обвинить другого в проблемах — начинают избегать ситуаций, где нужно получить опыт. То есть начинают прерываться.

Прибавим к этому понимание психологического здоровья: если я спонтанно купил кокса и постоянно спонтанно его нюхаю с друзьями или без друзей — это деструктивное поведение. Если я создаю иллюзию, что это мне ничем не грозит — у меня зависимое поведение, здесь отсылка к п.1, то есть я так поддерживая свой идеальный образ.

Согласитесь — все, что я написал выше, как-то сложно и может быть интересно, например психологам. Что же делать человеку, который не хочет носить\учить все эти правила, но при этом хочет, чтобы опыт у него усваивался?

В гештальте есть понятие о цикле контакта, где контактирование это как раз то, что описал Э. Берн, та самая жизнь с амплитудными эмоциями и чувствами, и при этом стремление к развитию, креативности и хорошей коммуникации с окружающей средой.

Так вот люди прерываются разными способами от контактирования, от того, что им нужно самим.

1. Слияние. На то, чтобы заявить о своих потребностях и желаниях, да и «не желаниях», чтобы сказать «я хочу\я не хочу», нужно уметь испытывать напряжение.
Потому что мои желания могут идти вразрез с желаниями другого человека и из-за роста напряжения, я могу сдаваться — соглашаться на то, что хочет он, игнорируя конфликт.
Здесь важно уметь очерчивать границы, говорить о своих желаниях и уметь работать с собственным негативом, ведь вы можете и не получить то, что хотите.
Поддержание идеального образа и социально одобряемого поведения здесь происходит за счёт слияния с авторитетом или большинством.
Буллинг в школе строится по принципу слияния.

Ну и вообще я полностью за СВО, а вы?

2. Интроекция. Чтобы упростить себе жизнь, я устанавливаю правила, ригидные принципы, которым следую. Но принципы не работают во всех жизненных ситуациях и часто не приводят к желаемому результату. Поэтому интроекты используют для детей, с точки зрения безопасности. Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, интроекты заменяются критическим мышлением, рационализацией, сублимацией и инсайтами. На уровне интроектов работают все поговорки и, при нарушении интроектов, образуется много страха. Здесь важно понимать, что интроект по сути, взрослого человека ни от чего кроме страха не защищает. Но идеальный образ поддерживается правилами, при погружении в смысл которых правила начинают разрушаться.

Но мы все не пальцем деланные, сами разберемся, где эти правила применять, а где нет.

3. Проекция. Здесь человек активно поддерживает свой идеальный образ и активно при этом деградирует. «Все хорошие качества, в основном мои, все плохие, в основном не мои». Ну и надо искать парней и девчонок с этими плохими качествами или снабдить их ими. Проецирующий человек активный и спешащий, чтобы не замечать реальность и обратную связь. Проецирующие люди не дают вам договорить и дополняют за вас фразу. Здесь важно снизить скорость общения, взаимодействия, то есть меньше дел, меньше разговоров и убрать спешку. Тогда станет понятно, что человек таким образом что-то в себе игнорирует.

Переходите к следующему пункту, без обдумываний, я ведь очень четко и понятно все объяснил.

4. Ретрофлексия. Я поддерживаю свой идеальный образ за счет того, что много делаю там, где должен делать другой. Ретрофлексивный человек делает за другого, чтобы его любили, и требование любви с каждым днём растет, создавая сопротивление в других людях.
Потому что «насильно мил не будешь, но не всегда — см. п.2». Идеальный образ поддерживается здесь за счёт «я же вон сколько всего сделал», но забыл спросить вообще нужно ли это было другим. Я называю ретрофлексию «очень хитрой проекцией». Здесь важно выказывать негатив, обиды, гнев, только корректно. Тогда все заработает, не сразу, но точно заработает.

Это мои собственные разработки, я с вами ими делюсь, чтобы вы меня любили за это.

5. Дефлексия. Я поддерживаю свой идеальный образ за счёт бездействия. Потому что действие приводит к результату, и его точно «не вырубишь топором», а слова можно переиначивать, говорить что вас неправильно поняли и т.п. В дефлексии есть некий страх разочарования от собственных действий, который гораздо больше, чем сам человек чувствует. Основа дефлексии — лень и удержание, что работает постоянно против человека. Здесь есть удовольствие, но его мало.

Что делать с дефлексией я вам не расскажу, потому что это мои собственные разработки.

6. Эготизм. Удержание эмоций контролем пространства и контролем других, игнорирование случайных ситуаций, потому что на контроль нужно огромное количество энергии и процесс этот бессознательный. В момент возникновения случайной ситуации мозг начинает работать более примитивно, чтобы обработать нештатную ситуацию и контроль ослабевает. Эготичные люди выглядят как еще более удерживающие, ленивые и жадные, но это не качество характера — это социальная маска и попытка удержания идеального образа. Потому что при потере контроля, которые, к примеру был лет 10, человек, испытывая позитивные эмоции, чувствует себя не очень. Сложность в эготизме в том, что после контакта приходится сбрасывать напряжение, которое удерживалось годами.

И вообще у меня много собственных проблем, мне не до вас сейчас.

С описанными выше механизмами прерывания контакта легко работать, когда есть возможно определить тип прерывания. И тут кроется забавная штука, прерывание может быть разным с мужчинами и женщинами, а вообще в разных ситуациях меняться.

Психологи работают с чем-то застывшим, выявленным и причиняющим неудобства. Например, отсутствие оргазма, можно рассматривать как прерывания контакта с собственной потребностью в отношениях и удовольствии. Довольно быстро проблема решается, когда определен тип прерывания.

В заключении хочу сказать, что когда человек творчески приспосабливается — у него много удовольствия от жизни и он магическим образом перестает влипать.
И вам желаю того же )

© Толстобров Антон Николаевич (2015-2024), версия 4 bw36.ru