ГЛАВНАЯ УСЛУГИ СТАТЬИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

главная

услуги

видео

статьи

Новости

запись

контакты

Концентрация и внимание в психотерапии

Самое первое, что психолог видит на консультациях — это то, как клиент не отвечает на вопрос. В реальной жизни люди редко замечают, что получают ответы на какие-то другие вопросы, которых они не задавали. Следствие такой деятельности психики — лёгкий рост напряжения у обоих, если такое происходит довольно часто — люди постоянно напряжены и не могут понять в чём дело.

Почему так происходит?
Во всем виноваты пресловутые защиты, а если говорить по-русски — способы пропускания, подавления эмоций. Эмоций, которые сложно переносятся самим клиентом. Здесь же имеет место простая привычка. Об этом подробнее.
Например, у меня есть привычка подавлять свою злость. Механизм прерывания контакта «ретрофлексия» диссоциирует чувство злости, для того чтобы выполнять социальную функцию «быть хорошим, любимым, социально одобряемым».

К сожалению, в воронежском гештальт-сообществе даже довольно «высокопоставленные терапевты» не умеют работать с этим механизмом прерывания, превращая работу в откровенный садизм. В том числе и динамическая концепция личности Хломова, если работать по ней, отличается тем, что в ней ретрофлексирующие клиенты получают максимум отвержения.

Вернусь к себе. Моя первейшая задача — сделать так, чтобы я чувствовал и регулировал свою злость, иначе она начнет подавляться. И в этой точке я ничем не буду отличаться от своих клиентов, которые тоже не могут что-то регулировать в своей психике.

Ну и что?, — скажете вы.
Подавляется и подавляется, в чем проблема то?

Проблема в том, что подавляется, в основном, аффект. То, что сдерживается от чувственного отреагирования, должно где-то храниться и ждать своего часа.
В последнее время я стал отказываться от концепций, которые отрицают наличие бессознательного в виде Фрейдовской концепции или каких-то других его (бессознательного) концепций, потому что именно наличие бессознательного позволяет нам, психологам, работать с психологическими травмами в общем и ПТСР в частности. Если вы найдете теорию и практику, которая работает с травмами без концепции бессознательного — с удовольствием изучу данное направление психологии.

Итак, я пользуюсь концепцией, что аффект подавляется в какой-то контейнер, который я не чувствую, не управляю им, и вроде фиг бы с ним. Содержимое контейнера расплескивается в любой неподходящий момент, когда есть ресурс у человека или у группы, в которой он сейчас находится. Сколько непонятных «психованных» я наблюдал при работе, в групповой динамике, на любых практиках, которые даже к психологии напрямую не относятся.

Человек просто начинает реагировать неадекватно на обычные действия других людей.

Ну и по мелочи: подавленный аффект управляет нашим поведением, незримо, потихоньку, так, что мы не увидим это без помощи психолога.
И вот внимание: в психотерапии направляется как раз на такие моменты поведения, которые логике не поддаются. Но это еще полбеды. Клиентам психолога нужно научиться регулировать свое поведение так, чтобы аффект убывал. Клиенты учатся знать, где начинает работать подавление, и что происходит до включения этого механизма. И, как вы уже догадались, этот участок клиенты стараются быстрее проскочить, думая что там, в защитах и подавлениях, им спокойно.
Каково же удивление клиентов, когда мы замедляемся и начинаем проходить пик эмоций (например злости) медленно.
Я в такие моменты на консультациях ловлю себя на мысли, что я смеюсь как идиот, хотя вроде бы и не смешно. Момент, прямо скажем, не смешной. Это сигнал для меня — был пик напряжения, который я автоматически попытался сбросить смехом и если бы он полностью сбрасывался таким образом… Скорее всего сработал механизм защиты, который «запихал» большую часть напряжения в бессознательное.

И так часто делают клиенты — начинают засмеивать прыгающее напряжение.

Вот только небольшой список очень важных вещей, на которые нужен ресурс внимания терапевта. И вроде бы все нормально — напрягался человек, а потом «рррраз» и напряжение куда-то делось… А куда оно может деться внезапно? Опытные терапевты знают, что если пик напряжения или эмоции пройден, то оно (напряжение) спадает медленно, иногда днями, а не часами.

Чем еще важен ресурс внимания?

Для клиента важен тем, чтобы успевать реагировать в тех местах, где что-то пропускалось.
Для терапевта, кроме описанного выше, ресурс внимания направляется на контрперенос. Это то место, где я становлюсь родителем клиента и забываю ему возвращать ответственность за его жизнь, а просто как родитель начинаю за него беспокоиться.
Да, серьезно, я обнаруживаю себя в беспокойстве за что-то в жизни клиента, прекрасно понимая, что изменить, повлиять, направить клиента я могу только на консультации.
Основную роль здесь играет завершение, с этим большие сложности с клиентами, которые приходят впервые на терапию — уложиться в отведенное время, сделать работу, запустить процесс осознания.

Преконтакт — формулирование того, что хочет клиент. Контакт со своей потребность, постконтакт — ассимиляция опыта. Все это требует внимания и концентрации.

Знайте, что большинство задач в психотерапии решается за счёт концентрации внимания на определенных участках жизни клиента, его модели контактирования, механизмах прерывания контакта, если я говорю о гештальт-терапии.

Если я говорю о телесной терапии, то концентрация на том, как дышит клиент, где он замирает, где раскрывается и начинает подкреплять эмоции движениями, где у него тонус, а где гипотонус.
Огромное количество мелочей, на которые нужно обращать внимание.

А потом ответственность за то, чтобы обращать на что-то внимание возвращается клиенту. Но это уже другая и долгая история 😉

© Толстобров Антон Николаевич (2015-2024), версия 4 bw36.ru