ГЛАВНАЯ УСЛУГИ СТАТЬИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

главная

услуги

видео

статьи

Новости

запись

контакты

Потребность в компетенции

В 1971-1972 гг Э. Деси и Р. Райан провели интереснейший эксперимент, в котором испытуемые решали головоломки.
Смысл эксперимента состоял в том, чтобы подтвердить теорию самодетерминации, разрабатываемую этими авторами. На основании эксперимента был сделан вывод о том, что при выполнении интересного задания (в данном случае — разгадывание головоломки), сопровождаемого денежным вознаграждением, у испытуемых происходит снижение внутренней мотивации к этой деятельности, по сравнению с той, в которой они вознаграждений не получали.
Впоследствии были проведены эксперименты с другими видами деятельности: школьники получали за рисование фломастеры, взрослые играли в компьютерные игры, решали анаграммы. Также варьировались типы вознаграждений и тип их подачи.

Результат был везде сходный во всех экспериментах и неожиданный с точки зрения бихевиористской логики: при выполнении деятельности, которая была интересная испытуемым сама по себе, но за которую люди получали материальное вознаграждение, уровень мотивации снижался.

Здесь я еще раз хочу заметить, что когда ситуация свободного выбора заменялась вознаграждением, мотивация снижалась.

Внутренне мотивированное поведение основано на ощущении мастерства и компетентности, интересе, а также ощущении свободы от внешних давлений, таких как награды и подкрепления, когда индивид воспринимает себя причиной своих действий.
Потребность в компетентности включает стремление субъекта достичь различных внешних и внутренних результатов, и быть и быть при этом эффективным.
Деси предположил, что потребность в компетентности заставляет людей стремиться к поиску и решению трудных задач, оптимальных с точки зрениях их способностей, что приводит к ощущению мастерства и компетентности.
Здесь хочется отметить, что сам Деси уточнил, что в его эксперименте вознаграждение было довольно маленьким и имело контролирующую подачу. То есть по факту, случай когда человек получает достаточно высокую зарплату, но на нелюбимой работе (на той работе, на которой он не хочет работать) рассмотрен не был. И тем не менее наша жизнь состоит из плохо подкрепленных с внешней стороны выборов, что хорошо описывается теорией самодетерминации.

Итак, если рассматривать идеального сферического коня в вакууме, то каждый человек выбирает то, что он хочет, то, что ему нравится и начинает получать удовлетворение от своего выбора. Например понимая и чувствуя свою компетентность. Почему же так получается, что получая негативную обратную связь (или наоборот не получая обратной связи) со стороны других людей потребность в компетентности фрустрируется? То есть есть индивидуум, по факту, не верит сам себе, а пользуется чем-то внешним?

Мало того, внутренняя уверенность очень просто «сбивается» неким компетентным мнением снаружи. И при этом существую люди, которые несут откровенную ересь и им уже верят, и слушают раскрыв рот, а потом начинают тоже самое транслировать наружу.
Такие события, как выбор и позитивная обратная связь, имеют главным образом информационную значимость и ведут к усилению внутренней мотивации.

Напротив, награды, сроки окончания деятельности, наблюдение, а также угрозы и соревновательные процедуры, заставляют людей действовать в направлении достижения определенных результатов, обычно имеет контролирующее значение (воспринимается как контролирующее) и соответственно ослабляет внутреннюю мотивацию.

Наконец, такие события, как негативная обратная связь и стойкое переживание своей неспособности достичь намеченных результатов, имеет амотивирующий эффект, что также подрывает внутреннюю мотивацию.

Ситуационно, если вы взяли на себя сложную задачу и у вас вокруг нет людей, которые вас поддерживают, то скорее всего задача будет провалена. Как простой метод восстановления мотивации — брать простые задачи, которые вы точно выполните, но психика всегда хочет полной сатисфакции и последующая задача, которую на себя берет человек — еще сложнее.

И психолог, как специалист, рекомендует отказаться от выполнения сложных задач в периоды провалов и заняться чем-то более простым, заняться тем, где точно будет результат и где будет положительная обратная связь.

Именно поэтому в кризисе личность восстанавливается через деятельность, в которой она точно уверена, способности личности в этой деятельности четко и понятно оценены положительно.

© Толстобров Антон Николаевич (2015-2024), версия 4 bw36.ru