ГЛАВНАЯ УСЛУГИ СТАТЬИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

главная

услуги

видео

статьи

Новости

запись

контакты

Как не влипать?

Часть 3. Психоаналитическая

Хоть психоанализ и считается довольным сложным относительно других видов психологий, тем не менее мне здесь объясняться проще всего.

То, как я реализуюсь в этой жизни, напрямую зависит от моей сексуальности (что кроется под этим термином для вас и выясняет психоаналитик, потому что термин за 100 лет приобрел новые грани, если не изменился полностью). Как я расходую, направляю своё либидо (сексуальную энергию) — так я и живу. Если либидо каким-то образом прервано, не раскрыто или плохо реализуется, то появляется другая энергия — мортидо, то есть энергия разрушения.

На практике это значит, что, в общем очень даже правильно стремиться к отношениям и близости, там либидо реализуется.

Но, у всех существуют родители, и по-моему опыту, большинство родителей слабо перенесли развитие сексуальности у своих детей. Или развитие было травматически остановлено, или ребенок стал невротиком. Невроз в данном случае разделяется вашу реальность на две части: в одной части я вижу реального себя и другого, а во второй части — я ребенок, что-то требующий от своего родителя.

Причем, «о нет!», в большинстве случаев все отношения рано или поздно переезжают во вторую часть и там люди как-то адаптируются жить, но уже без удовольствия. Или в семьях появляется по одному дополнительному ребенку в виде мужа или жены, а позицию реального супруга занимает кто-то другой. То, что сексуальные отношения гаснут — это не единственная проблема, которая появляется при таком раскладе, но это уже тема отдельной статьи.

Как вы понимаете, психоанализ опирается на то, что если родители были более-менее чутки по отношению ко мне, то я вырасту психологически здоровым, потому что знаю, что я хочу, и знаю как это получить. То есть родители удовлетворяли мои потребности не раньше, чем возникал голод и я понимал, что я хочу (подробнее у Винникота: достаточно хорошая мать).

Эту часть легко объяснить через структуру характеров Л. Марчер, где есть ранняя структура характера и поздняя. В ранней я не знаю чего хочу и страдаю от этого. В поздней — знаю чего хочу и не верю, что могу получить (то есть отталкиваю результат всеми силами).

Так вот, родители не могут воспитать своего ребенка идеально, потому что это НЕ НУЖНО. Если ребенок не почувствует голод — он не будет знать, как его утолять. Если голод будет достаточно долгим спутником, то не будет чувства насыщения, потому что привычно будет все время хотеться есть.
Вот также и с сексуальностью — либидо должно быть реализовано и удовлетворено, но перед этим должен быть некий голод и желание.

Так как же не влипать?

Здесь психоанализ — один из самых сильных психологических направлений помогает нам разобраться в этом вопросе. Потому что мы влипаем из-за того, что родители нам чего-то не додали. И мы до сих пор думаем, что они нам это должны дать. А сами мы конечно узнать и компенсировать себе это не можем.

По сути эти «влипания» — это некий поиск быстрого удовольствия и удовлетворения, где внутренний ребенок стремится только к удовольствию и не смотрит на цену, которую он платит за него.

Простой пример — алкоголь. Алкоголь является мощным обезболивающим и избавляет не только от боли, но и вины, стыда и прочих чувств, которые я не хочу переживать. Алкоголь позволяет не испытывать страх. При этом, стимулируя выработку дофамина, алкоголь делает наше существование более приятным, чем без него.

Проблема в том, что психика понимает, что идеальная таблетка найдена и начинает оправдывать наше деструктивное поведение. Эта болезнь называется алкоголизм. И формируется она на первых трех годах жизни, в основном из-за родительской отчужденности — ребенок не понимает как получать удовольствие с помощью отношений. Большинство алкоголиков говорят о том, что родители в детстве не обращали на них внимания и они росли сами, треть алкоголиков имели всё, не напрягаясь. Имели в достатке и родительскую заботу, даже больше чем нужно, то есть не чувствовали голода.
Вторая категория алкоголиков — сама трудная, потому что в опыте таких людей нет понимания о трудностях, а значит проблемы у них действительно начинаются тогда, когда полностью уходит здоровье и деньгами этот вопрос не решить. И вопрос о том, чтобы перестать пить — это вопрос о поиске креативных удовольствий в жизни, равных по уровню алкоголю. Для человека, который данную проблему не решал в течение жизни, это задача повышенной сложности.

Данные полюса алкоголизма я рассмотрел не зря. Первый тип детей испытывает постоянный голод в удовлетворении потребностей, но не верит, что у них есть право и силы голод удовлетворить. Второй тип детей по Л. Марчер (здесь её концепт хорошо подходит) не понимают как добыть удовольствие самостоятельно и настоятельно требуют его с других, причем требование не конкретное: «делайте мне хорошо, плохо не делайте». Такие люди организуют так, чтобы вокруг них все крутилось само. Достаточно нарциссичная организация семьи, работы и досуга, но рано или поздно люди, которые в них вкладываются, перестают это делать, понимая, что они лишь ресурс.

Личность и у тех и у других, в основном, не развивается. Потому что в первом случае нужно поверить в свои силы, а во втором понять, что что-то делать нужно и самому тоже. То есть либидо остановлено, и часто этот факт называется застреванием.

Работа с психоаналитиком или психологом, который использует концепцию, приведенную выше, позволяет вылечить невроз. То есть решить детские проблемы, предварительно их достав из бессознательного (а они именно там), обозначив потребности, которые были не удовлетворены систематически или единоразово. Например, часть моих клиентов могут уходить в депрессию из-за отсутствия отношений, по причине того, что в отношениях они не получали того, что хотели. Но все потребности реализуются именно там, где у них нет веры в удовольствие.

Ну а как же другие направления психологии? Они что, невроз не лечат?

Конечно же лечат, но придумать что-то более эффективное, чем тысячи психоаналитиков за 100 лет — уже невозможно.

Поэтому, когда мой клиент вспоминает детскую ситуацию, то психоаналитический подход здесь работает на ура. То есть выяснить, кем был клиент в этой ситуации, и кто он сейчас. Что он хотел от родителей тогда, получил ли он это тогда, и как с этим дела обстоят сейчас. И через много лет клиент вдруг получает колоссальный опыт, проистекающий из детской ситуации, которая в его психике не была ни к чему привязана и размещена. А с психологом ситуация приобрела свое место в психике, приобрела связи и из той ситуации, где психика застряла, началось развитие.

А главное, здесь находится ключ к вопросу в заголовке статьи.

Часто люди реально живут в этих детских ситуациях, которые они сами же бессознательно организовали, так и не зная, как из них выйти. Когда восстанавливается связь с реальностью, ребенок завершает то, что было в прошлом. Здесь он, наконец, получает удовлетворение и опыт. Или фрустрацию и опыт.
И вот, с завершением детских ситуаций, деструктивное поведение постепенно заменяется креативным.

Будьте здоровы, пейте витаминки.

© Толстобров Антон Николаевич (2015-2024), версия 4 bw36.ru